Перец острый: семена, лучшие сорта. Градус жжения Шкала остроты перцев по Сковиллу

Главная / Из мяса

Острый перец, жгучий перец, сладкий перец - это все вкусовые ощущения, которые человек испытывает, пытаясь попробовать какой-то перец. Есть ли способ измерения остроты перца? Да, есть, измеряется остроту перца по шкале Сковилла.

Первым, кто догадался измерить остроту различных сортов перца, был американский химик и фармацевт Уилбур Сковилл. Еще в 1912 году он разработал оригинальный метод измерения жгучести различных сортов перца:

  1. Добровольцев - дегустаторов попросили попробовать.
  2. Некоторое количество пробы перца растворяли в спирте и добавляли подслащенную воду.
  3. Экспериментаторы пробовали напиток, и, если чувствовали остроту перца, добавляли воду. Вода добавлялась до тех пор, пока три из пяти дегустаторов не перестали ощущать жжение перца.
  4. Если одна часть перца должна была растворяться в 1000 частях воды, чтобы исчезнуть горячий вкус, активность этого сорта составляла 1000 SHU.

Сегодня вам не нужно ничего пробовать. Техника Сковилла устарела, а острота перца определяется химическим анализом, измеряя количество алкалоида капсаицина. Но шкала, на которой отображаются результаты и единица измерения остроты перца, сохранили имя Сковилла.

Таблица остроты перца

Основой для шкалы сравнения было количество сладкой воды, которое добавлялось к спиртовому раствору перца до тех пор, пока острота не ощущается. Результаты были зарегистрированы в единицах шкалы Сковилл (EШС), она же единица измерения остроты перца.

Шкала перцев по остроте:

  • Болгарский перец 0-100 EШС.
  • Pimento 100-500 EШС.
  • Анахайм 500-1000 EШС.
  • Poblano 1000-1500 EШС.
  • Венгерский восковой перец 5000-10000 EШС.
  • Серрано 10000-23000 EШС.
  • Cayenne pepper 30000-50000 EШС.
  • Тайский перец 75000-150000 EШС.
  • Ямайский перец 100000-200000 EШС.
  • Шотландская шапочка 100000-350000 EШС.
  • Красный Савина Хабанеро 350000-577000 EШС.
  • Naga Djolokia 1001304-970000 EШС.
  • Скорпион Тринидада 855000-1463000 EШС.

Самые острые виды перца

  • 22. Мадам Жанет (225 000 единиц)

Этот вид перца происходит от Суринама. Согласно одной из версий, он получил свое название от имени проституток из Парамарибо. Безупречный гладкий желтый стручок содержит мощный заряд остроты. У него нет фруктовых или цветочных нот, он просто острый. Мадам Жанетт можно найти в традиционных суринамских и антильских кухнях.

  • 21. Scotch Bonnet (100 000-350 000 единиц)

Скотч боннет встречается в основном на Карибских островах, в Гайане (где он называется «огненный шар»), на Мальдивах и в Западной Африке. Его имя было дано в честь сходства с традиционным шотландским головным убором tam-o-shenter. Это широкий шерстяной берет с помпоном на верхушке. Эти перцы используются для ароматизации различных блюд, а также в горячих соусах и приправах.

  • 20. Белый Хабанеро (100 000-350 000 единиц)

Этот сорт Хабанеро редок, так как его довольно сложно вырастить. Плоды белого Хабанеро растут на крошечных кустах, но он имеет чрезвычайно высокий урожай. Мнения о происхождении разнообразия расходятся (Перу или Мексика), но чаще всего встречается в мексиканской кухне.

  • 19. Классический Хабанеро (100 000-350 000 единиц )

Несмотря на свое официальное название Капсикум китайский, классический Хабанеро происходит из Южной Америки. Николаус Жак, который обнаружил это растение, ошибочно полагал, что он распространился из Китая. Этот вид, естественно, растет на территории Бразилии, Колумбии, Мексики и островов Карибского моря.

  • 18. Fatali (125 000-325 000 единиц)

Перец Fatali или южноафриканский Хабанеро - первый перец в нашем списке, который не приходит из западного полушария. Его родиной является Южная Африка. Этот сорт обладает приятным фруктовым вкусом. В зависимости от места роста, вы можете поймать аромат цитрусовых или персиков.

  • 17. Язык дьявола (125 000-325 000 единиц)

Подобный вид похож на фатализм, а также принадлежит семье Хабанеро. Впервые этот перец был найден на одной из ферм в Пенсильвании, но история его происхождения неизвестна. Плоды этого перца имеют яркий, фруктовый, слегка ореховый вкус.

  • 16. NR тигра (265 000-328 000 единиц)

Этот сорт Хабанеро был выведен в научной лаборатории Министерства сельского хозяйства США. Префикс NR в названии перца означает «сопротивление нематодам», что означает устойчивость этого сорта к корневым нематодам (вредителям, которые обычно атакуют кусты перца).

  • 15. Шоколад Хабанеро (он же Конго Черный) (300 000-425 000 единиц)

Этот вид происходит от Тринидада и, по сути, не имеет абсолютно никакого отношения к Конго. Шоколадный Хабанеро приобрел особую популярность среди любителей острого, которые могут оставаться в сознании достаточно долго, чтобы успеть позаботиться о богатом «дымном» аромате, глубоко погруженном под обжигающей остротой. Этот сорт можно найти в традиционных горячих соусах от Мексики и до Ямайку.

  • 14. Красная Савина (200 000-450 000 единиц)

Еще один сорт Habanero, специально выведенный селекционерами для получения больших и сочных фруктов. Как и некоторые другие разновидности Хабанеро, Red Savina происходит из Центральной Америки, но новый облик приобрел в теплицах Калифорнии.

  • 13. Красный карибский Хабанеро (300 00-475 000 единиц)

Этот сорт почти в два раза острее классического Хабанеро. Как и некоторые другие сорта в этом списке, красный Хабанеро находится из бассейна Амазонки, хотя некоторые считают, что у него есть мексиканские корни. Red Caribbean habanero широко используется в мексиканской кухне, в основном в сальсе и других острых соусах.

  • 12. Тринидад Скорпион CARDI (800 000-1 000 000 единиц)

Группа разновидностей Скорпиона Тринидада получила свое название за характерную форму хвостика, напоминающую хвост скорпиона. Место происхождения - остров Тринидад. Аббревиатура CARDI объясняет, что это разнообразие было выведено в стенах Карибского института сельскохозяйственных исследований. Для выращивания и переработки этого перца необходимо носить противогазы и защитную одежду, похожую на химические защитные костюмы.

На своей родине Скорпион Тринидада используется в военной промышленности для производства слезоточивого газа. Кроме того, капсаицин, полученный из него, добавляется к краске, которой покрывается дно судов для защиты от моллюсков.

  • 11. Нага Морих (он же Дорсет Нага) (1 000 000 единиц)

Начиная с этого момента мы переходим к совершенно другой категории разновидностей с уровнем остроты более миллиона единиц по шкале Сковилла! Трудно себе представить, но «гастромазохисты» со всего мира жуют эти перцы. Центральноамериканские разновидности Хабанеро должны будут освободить место: семейство перца-наг происходит:

  • из северной Индии;
  • Бангладеш.

Там они обычно используются для питания в незрелой форме. В дополнение к палящим, «нага морич», может похвастаться фруктовым ароматом, некоторые фанаты улавливают ноты апельсина и ананаса.

  • 10. Бхут Джолокия (он же «Призрачный перец») (800000-1001130 единиц)

В 2011 году Бхут Джолокия (или Нага Джолокия) был включен в Книгу рекордов Гиннеса как самый острый перец в мире. Теперь есть еще более острые разновидности чили, взятые из лабораторий, но стоит помнить, что Бхут Джолокия - это естественное создание природы, которое веками развивалось в Индии. Примечательно, что острота этого перца напрямую зависит от географического положения и климата района, где он растет.

Таким образом, самая острая Бхут Джолокия растет в относительно малонаселенной северо-восточной части Индии, также известной как «Семь сестринских штатов», где им обмазывают заборы, так что дикие слоны держатся подальше от человеческих жилищ. В более засушливом состоянии Мадхья-Прадеш (центр страны) он наполовину острый, как на северо-востоке.

  • 9. Шоколад Bhut Jolokiya (800000-1001304 единицы)

Шоколадный вариант Bhut Djolokiya в естественной среде очень редок. Его имя было не только для характерного цвета, но и для сладковатого вкуса. Но не позволяйте себе вводить в заблуждение: он не менее острый, чем его красный парень, с примерно одинаковым уровнем капсаицина на уровне 1 миллиона единиц. Будучи из Индии, эти перцы используются во всех разновидностях блюд карри.

  • 8. 7 Pot Chili (более 1 000000 единиц)

Этот вид чили также происходит от Тринидада, где самые острые перцы растут в естественной среде, такой как сорняки. Этот перец содержится в блюдах по всему Карибскому бассейну. На Ямайке это называется перцем «семь горшков», чтобы показать, что одного стручка достаточно, чтобы наполнить вкусом и ароматом семи горшков с едой. Как и другие самые острые сорта, плоды 7-го чили имеют неровную, ухабистую поверхность, словно кипящую изнутри из-за их резкости.

  • 7. Гибралта (испанский Нага) (1 086 844 единицы)

Основываясь на названии, этот сорт наги выращивается в Испании, хотя он был разведен в лабораториях Великобритании. Для получения такой резкости гибралт культивируется в экстремальных условиях: в закрытых помещениях, в закрытых полиэтиленовых туннелях, с использованием чрезвычайно высоких температур. Поскольку это искусственно разведенное разнообразие, его трудно найти в традиционной испанской кухне.

  • 6. Бесконечность чили (1 176 182 единицы)

Большинство сортов чили из первой десятки были получены искусственно, а Infinity chili - не исключение. Он был разведен селекционером из Великобритании Ником Вудсом, но длился всего две недели в названии самого острого перца. Как и два предыдущих сорта, он выглядит как красный, ухабистый и плохо выглядящий, точно так же, как те дегустационные любители, когда они его на вкус.

  • 5. Нага-гадюка (1 382 118 единиц)

Природа не могла придумать перец так же остро, как Нага Гадюка. Это настолько неестественно, что этот сорт теряет свои свойства с каждым новым кустом. Нага Випер - нестабильный генетический гибрид трех других сортов чили:

  • Нага Морих;
  • Бхут Джолокия;
  • Скорпион Тринидад.

Если вы хотите купить семена и попытаться выращивать Naga Viper самостоятельно, подпишитесь на Джеральда Фаулера, заводчика из Великобритании, который вывел этот сорт. На данный момент в списке уже несколько тысяч человек.

  • 4. 7 горшок Douglah (он же шоколадный 7 горшок) (923 000-1 853 396 единиц)

Шоколадное разнообразие перца 7 горшечного чили из Тринидада приближается к опасной отметке в 2 миллиона единиц по шкале Сковиль. Поклонники говорят, что этот сорт является одним из самых сочных и ароматных сортов чили. Слово «дуглас» в Тринидаде называется народом, смешанной африканской и индийской кровью.

  • 3. Тринидад Скорпион Буч Т (1 463 700 единиц)

Скорпион Тринидада Буч Т был записан в Книге рекордов Гиннеса в 2011 году. Он был получен путем скрещивания других сортов и назван в честь Бутча Тейлора из США, который выращивал их из семян другого похожего перца. Для приготовления пищи с использованием этого перца вам необходимо защитное снаряжение: маска, перчатки, защитный костюм. Повар говорит, что онемение в руках длится около двух дней после приготовления.

  • 2. Тринидад Моруга Скорпион (2 009 231 единица)

Этот бренд впервые пересек границу в 2 миллиона единиц по шкале Scoville и в течение нескольких лет занимал звание самого острого перца в мире. Это самый острый перец, найденный в дикой природе, он происходит из региона Моруга в Тринидаде. Фрукты среднего размера содержат около 25 мл чистого капсаицина: примерно так же, как и барончик с перцем полиции.

  • 1. Carolina Reaper (1 569 300-2 200 000 единиц)

Лидером рейтинга является перец Carolina Reaper, выросший в Южной Каролине на ферме Эд Керри, владелец PuckerButt Pepper Co. Каролина Рипер, объявленная самым острым перцем в ноябре 2013 года, опередила ближайшего конкурента на 200 000 единиц. Как и другие его близкие родственники из Тринидада, он оснащен ухабистой поверхностью и хвостом скорпиона.

Как уменьшить остроту блюда от перца

Если вы вдруг переборщили с перцем, не нужно спешить избавиться от блюда. Ситуацию можно исправить несколькими способами:

  1. Добавьте больше ингредиентов. Если это суп или гарнир, просто добавьте больше овощей или злаков. Суп также можно разбавить водой или подготовленным бульоном.
  2. Добавить сахар . Сахар прерывает вкус перца, и если сладкий вкус к блюду подходит, вы можете смело подсластить его. Сильно перченое блюдо это не спасет, но немного исправит.
  3. Подготовьте овощной салат. Свежие овощи приобретают остроту, поэтому для переперченного гарнира - идеальный салат. Выбирайте такие овощи, которые содержат много воды - огурцы, помидоры, зелень.
  4. Добавить сметану. Сметана может сделать вкус острого блюда немного мягче, поэтому, если снова это будет уместно - добавьте. Можно добавлять сметану и йогурт, а также любой другой кисломолочный продукт.
  5. Сделайте блюдо более кислым. Кислота нейтрализует остроту - уксус, лимон или сок лайма. Начните с 1 чайной ложки, иначе вы рискуете полностью испортить блюдо. Для этого метода также подходят кислые помидоры.

Как вы думаете, можно ли убрать остроту перца с помощью молока?

Да Нет

Видео

Также вы можете посмотреть видеоролик, где вам расскажут о рейтинге самых острых перцев.

Таким образом, мы рассмотрели в чем измеряется острота перца, а также рейтинг самых острых перцев.

Острая пища — давнее изобретение человечества, которое с годами эволюционирует и находит новых и новых поклонников. Мы решили помочь вам разобраться в мире острых соусов и понять, что с чем едят.

Как острота стала научной величиной?

В 1920 году американский химик Вильбур Сковилл предложил разработанный им органолептический тест (Scoville Organoleptic Test), в котором жгучесть образца перца оценивается в специальных единицах - Scoville Heat Units (SHU).

Этот тест был нацелен на измерение уровня капсаицина — того элемента, который непосредственно и отвечает за жгучий вкус красного перца. В черном перце за остроту отвечает другой компонент — пиперин. Вообще чистый капсаицин — бесцветный кристаллический порошок, который растворим в спирте и не растворим в холодной воде. Он может использоваться в медицине (различные согревающие мази, настойки, пластыри), а также в производстве оружия для самообороны (газовые баллончики, пистолеты). Один килограмм чистого капсаицина стоит порядка $5000.

Ученые выяснили, что капсаицин, отвечающий за острый вкус и раздражающее действие жгучего перца, вызывает массовую гибель злокачественных клеток благодаря воздействию на митохондрии — органеллы, обеспечивающие клетки энергией.

В чистом виде он может быть очень опасен для человека. Всего одна капля, помещенная на руку человека, вызывает острую боль и ожоги. При употреблении внутрь, возможен даже летальный исход, правда, чтобы получить смертельную дозу из обычного перца, придется съесть пару килограммов.

Сковиллом и его последователями опытным путем были получены значения остроты для основных сортов перца и в итоге таблица Сковилла выглядит сейчас так:

Основной игрок

Серия соусов Tabasco, выпускаемая фирмой McIlhenny, начала производится в 1868 году в штате Луизиана. На сегодняшний день Tabasco насчитывает пять разновидностей, варьирующихся по вкусу и остроте.



Самым легким (600-1200 сковиллей) из представленных соусов является Tabasco Green Pepper Sauce, или в простонародии Tabasco Jalapeno (произносится «халапьено»). Он имеет зеленый цвет, слегка кисловатый вкус и состоит из уксуса, перца халапьено, воды, соли, кукурузного крахмала и консерванта xanthan gum, который, к сожалению, приходится добавлять в этот соус в связи с неспособностью перца jalapeno храниться долгое время. Спектр применения этого соуса достаточно широк, но особо хорош он с рыбой, так как обладает как остротой, так и необходимой для рыбы кислинкой. Кроме этого, соус хорош для различных салатов.

Следующим по крепости стоит Tabasco Garlic Pepper Sauce (1200-1800 сковиллей), именуемый также чесночным. В этом соусе за ненадобностью уже отсутствует консервант, зато имеется уксус, вода, соль и смесь трех красных перцев следующих сортов: мягкий кайенский, перец сорта Табаско и мягкий красный халапеньо. В этом соусе присутствует и чеснок, хотя его вкус выражен не сильно. Лучшее блюдо для этого соуса — пицца. Также соус неплохо подходит для супов и мяса.

Соус явился результатом многочисленных и длительных экспериментов Эдмунда Макайленни, владельца небольшого поместья Эйвери Айленд на соляных копях в штате Луизиана. Для приготовления своего соуса Эдмунд Макайленни использовал особый сорт красного перца — Табаско, соль из местного рудника и уксус высокого качества. Среди основных преимуществ этого соуса — универсальность в использовании, отсутствие калорий и жира, низкое содержание натрия, использование при изготовлении только натуральных ингредиентов.

Tabasco Pepper Sauce — самый известный и исторически первый из всех табасковых соусов, именно с него и началась история Tabasco. Крепость этого соуса составляет 2500-5000 сковиллей и многие считают этот соус самым острым в мире. Состоит данный соус только из дистиллированного уксуса, перца и соли. Этот соус, подобно коньяку или виски, выдерживается в дубовых бочках. Самая главная особенность этого соуса человека — это его острота, но кто к остроте привычен, тот уловит в соусе, в первую очередь, уксус, а потом уже остроту красного перца.

Самый острый из соусов - Tabasco Habanero Sauce (произносится «Абанеро», без буквы «Х») с крепостью в 5000-7000 сковиллей, что в 10 раз превышает крепость Tabasco Green! Помимо запредельной остроты, этот соус имеет и сложный рецепт, берущий свои корни из ямайской кухни. Tabasco Habanero состоит из: уксуса, перца Абанеро (одного из самых острых сортов в мире), тростникового сахара, обычного соуса Tabasco, соли, мякоти манго, тамаринда, банана, папайи, помидоров, сушеного лука, чеснока, специй и выдержанного в дубовых бочках перца Тabasco. Tabasco Habanero просто идеально подходит для употребления с водкой (никакая перцовка не сравнится с каплей habanero в рюмке) и призван служить приправой для экзотических кухонь вроде африканской, карибской и мексиканской.

Индустрия


Индустрия острых соусов насчитывает бесчисленное количество соусов, самых разных степеней остроты. Как известно, настоящий чили жжется дважды, вот и любители остренького из Северной Америки порой идут на рекорды. Например, в соусе Black Death около 550 000 баллов по шкале Сковилля! Для сравнения: в самых острых видах табаско этот показатель не переваливает за 5 000. Основным ингридиентом является хабаньеро, который обжигает язык с первой капли, а нескольких достаточно, чтобы основательно проперчить целую кастрюлю супа.

Два отрывка и несколько сцен, впоследствии переработанных автором в отдельные драматические произведения, — вот и все, что осталось от первой, неоконченной комедии Гоголя, создававшейся в 1832-1833 гг. Однако, если включить эти немногочисленные и разрозненные фрагменты в контекст всего творчества писателя, рассмотреть их на фоне литературного процесса, отличавшегося тогда особой динамикой, яркостью и новизной, они предстанут как особое, хотя и короткое, звено в ряду произведений, принесших известность Гоголю и обогативших русскую словесность.

Само название незавершенной комедии - «Владимир 3-ей степени», безусловно связанное с ее лейтмотивом, - подчеркивает замысел автора сочинить пьесу на актуальную тему, в которой персонажи были бы тесно связаны с повседневной жизнью русского общества, конкретно - с петербургским чиновничеством. Ведь карьерные амбиции и честолюбие всегда с особой силой проявлялись в перспективе получения почетной награды, отличия или продвижения по службе. По словам М. С. Щепкина, записанным В. Родиславским, именно «старания героя пьесы получить этот орден составляли сюжет комедии и давали для нее богатую канву, которою, - заключает актер, - превосходно пользовался наш великий комик».

Именно в первой половине XIX в., особенно при Николае I, было принято награждать орденами не только за особые заслуги перед государством, но - чаще всего - за каждодневное радение в присутственных местах и учреждениях или просто за выслугу лет, так что уже в 30-е гг. на некоторые менее престижные и почетные ордена начинали смотреть как на красивые, но вполне заурядные знаки очередного продвижения по службе. «Владимир 3-ей степени», сохраняя свою значимость почетной правительственной награды, как бы открывал путь к другим высшим орденам, которых удостаивались уже одни лишь генералы, вельможи, первые лица в государстве, занимавшие в «Табели о рангах» самые высокие ступени.

Сам же Гоголь, размышляя о том, как возникли рыцарские ордена, очевидно, придавал большое значение их духовно-религиозным корням. Так, вскоре после написания сцен неоконченной пьесы, в своей программе лекций по истории средних веков (1834) он назвал конгрегации монахов-рыцарей «островами христианскими», возникшими как «следствия крестовых походов», и указал на исключительные трудности, с которыми столкнулись воители во Христе «среди магометанских соседей».

В статье «О средних веках» 1834 г. Гоголь, не без горечи напоминая современникам о силе духа, глубине веры и самоотверженности средневековых орденоносцев, пишет, что у них не было «ничего для своей пользы, или для своего существования», и подчеркивает их готовность «уничтожить все, что составляет желание человека, и жить для всего человечества; жить, чтобы быть грозными хранителями мира, чтобы носить в себе одно: защиту Веры Христовой; все принести ей в жертву и отказаться от всего, что отзывается выгодою жизни!» (VIII, 22).

Впрочем, с течением времени орденоносцы начали забывать об истинных целях орденов, к которым они принадлежали, и постепенно становились стяжателями и, нередко даже, циничными искателями легкой наживы. И хотя европейские государи учреждали все большее количество орденов, среди растущего числа в них посвященных с трудом можно было найти людей глубоко верующих. Рыцарские ордена, таким образом, превращались в своеобразные гильдии-корпорации для привилегированных лиц - дворян, вельмож и высокопоставленных чиновников, которым ордена, находящиеся под покровительством короля и государства, гарантировали особое имущественное и юридическое положение в обществе и при дворе. Все более соответствовали этому изменившемуся положению посвященных в ордена и сами орденские знаки: известные ювелиры часто изготавливали их из драгоценных металлов, украшали бриллиантами.

В России первые ордена были учреждены Петром Великим, который собирался награждать ими особо отличившихся своим служением Царю и Отечеству. Сами же ордена в свете петровских реформ приобретали ярко выраженный светский характер, а суть морально-этического их значения все в большей мере определялась воздействием Просвещения.

Орден Святого Владимира ввела Екатерина II в 1782 г. по случаю двадцатилетней годовщины своего царствования.

Наименее почетной была четвертая степень, которой соответствовал и наиболее скромный орденский знак. «Владимиром 3-ей степени» был небольшой нашейный крест на ленте, по которой проходили три полосы: красная - по центру и две черные - по бордюрам. Сам же крест был из золота, покрытого «красной финифтью с черной каймой по краям, с изображением в центре на фоне горностаевой мантии вензелей святого Владимира под великокняжеской короной» .

Этим орденом, имеющим трехсложный девиз - «Польза, честь и слава», - награждали подданных как за особые единовременные заслуги перед Царем и Отечеством, так и за многолетнее добросовестное исполнение служебных обязанностей в присутствиях и департаментах. В начале царствования Николая I орденом Святого Владимира 3-ей или 4-ой степени чаще всего отмечали чиновников просто за безупречное служение и выслугу лет. Нередко тогда и другими орденами награждали за деятельность вполне заурядную, малозначимую для государства.

Гоголь весьма критически относился к подобным фактам. В частности, в пьесе «Театральный разъезд» он в резко иронической, граничащей с сарказмом форме выразил свое негодование от лица «очень скромно одетого человека». «У нас, право, - сокрушался вышеупомянутый, - до того дошло, что не только по случаю какого-нибудь подвига, но просто, если только иной не нагадит никому в жизни и на службе, то уже считает себя Бог весть каким добродетельным человеком, сердится серьезно, если не замечают и не награждают его. „Помилуйте“, говорит: я целый век честно жил, совсем почти не делал подлостей, - как же мне не дают ни чина, ни ордена?» (V, 149).

В отрывках же «Владимира 3-ей степени» критика Гоголя достигает силы и остроты гротеска. Это подтверждается характеристикой основного персонажа - отпетого мошенника, заядлого картежника, взяточника и карьериста, который тем не менее позволяет себе домогаться столь высокой и престижной награды, какой тогда был орден Святого Владимира, пусть и 3-ей степени. Суть взглядов Гоголя на незаслуженные ордена и награды как нельзя лучше могло бы выразить приписываемое А. С. Пушкину высказывание: «Не иметь служащему орденов - неловко, а носить их - совестно». Ведь ордена должны были развивать у подданных чувство уважения к государственной службе и ее ступеням, закрепленным еще в «Табели о рангах» 1722 г. Но со временем общественная значимость служения Отечеству для многих чиновников стала подменяться значимостью личного успеха или практикой услужения начальнику.

При Николае I резко выросла численность чиновников, поскольку увеличилось и количество министерств, департаментов и других учреждений. Соответственно, к началу 1830-х гг. (когда Гоголь работал над пьесой) круг награжденных заметно расширился. Но к орденам продолжали стремиться: они оставались знаками почета, свидетельствующими о благосклонности властей и продвижении по служебной лестнице. А некоторые высокопоставленные чиновники носили орден Святого Владимира, например, даже будучи «в утреннем нарядном халате при приеме своих подчиненных и гостей» .

Гоголь строит образ основного персонажа, имея точкой отсчета орден, а не чин. Все должно происходить как бы «от обратного»: сначала - орден, а потом, возможно, и чин, тогда как в действительности присвоение чина могло сопровождаться и наградой именно «по чину».

Подобный «инверсионный» ракурс при создании отдельных образов, а часто даже и всей композиции произведения, включая систему героев и персонажей, становится для Гоголя характерным. Так, как бы «от обратного» - от изначального «приведения к абсурду» и от крайне отрицательного к положительному, - строятся, например, композиция «Мертвых душ», сам образ Чичикова и образы помещиков, которым надлежало «облагородиться» к заключительной третьей части поэмы.

Типологически сходными оказываются композиции пьесы «Ревизор» и повести «Нос»: здесь типичные выслужившиеся чиновники - городничий Сквозник-Дмухановский и майор Ковалев - вдруг поподают в ситуацию настолько абсурдную, что легко теряют голову и показывают всю свою низость и пошлость, обычно скрытую личиной благопристойности. Эти выслужившиеся чиновники и жизнь строят, исходя из чина. Не случайно городничий, мечтая о своей «грядущей» жизни в Петербурге, представляет себя сначала генералом, а потом уже и кавалером соответствующего высокого ордена, когда говорит сам себе: «Кавалерию повесят тебе через плечо» (IV, 82). Для майора Ковалева звание оказывается настолько важным в жизни, что оно даже заслоняет и затемняет его имя. Это становится особенно заметным, когда, потеряв нос, герой разучивается даже называть себя - произносить собственную фамилию. И тогда он начинает представлять себя окружающим в общих чертах, обезличенно: «... коллежский асессор или, еще лучше, состоящий в маиорском чине» (III, 60). Орден, вероятно, представляется ему лишь декоративным и приличествующим «привеском» к чину, а потому предметом желательным и нужным, который, во всяком случае, следует приобрести. И когда майор Ковалев вновь обретет нос, то будет однажды замечен «перед лавочкой в Гостином дворе и покупавшим какую-то орденскую ленточку, неизвестно для каких причин, потому что он сам не был кавалером никакого ордена» (III, 75).

Таким образом, и первая, неоконченная пьеса Гоголя, и другие его произведения о чиновничестве подчеркивали несоответствие между ущербным и порочным внутренним миром многих служащих и внешними, бросающимися в глаза, знаками их отличия - по сути, «лжеподтверждениями» их добропорядочности и общественной значимости. И получалось даже, что сами характеры чиновников, образ мыслей и поведения уже не только зависели от чинов и наград, но как бы полностью ими определялись.

В комедии «Владимир 3-ей степени» Барсуков, когда расстроились его честолюбивые планы и он лишился всякой возможности когда-либо получить орден, не выдержав разочарования, сходит с ума. Продолжая всеми силами стремиться к награде, он пластически, своим телом, словно воспроизводит очертания ордена, совсем с ним идентифицируясь.

Впрочем, судить об этой заключительной сцене комедии, можно лишь по воспоминаниям современников Гоголя. Так, В. Родиславский, в свою очередь ссылаясь на свидетельство М. С. Щепкина, пишет: «В конце пьесы герой ее сходил с ума и воображал, что он сам и есть Владимир 3-ей степени. С особенной похвалою М. С. Щепкин отзывался о сцене, в которой герой пьесы, сидя перед зеркалом, мечтает о Владимире 3-ей степени и воображает, что этот крест уже на нем». Более подробно о финале комедии рассказывал П. В. Анненков: «В последней сцене сумасшедший, воображая себя крестом, становится перед зеркалом, подымает руки так... что делает из себя подобие креста и не насмотрится на изображение».

По этим свидетельствам можно предположить, что финал незаконченной комедии чем-то мог напоминать заключительную «немую сцену» «Ревизора». Общей чертой обеих сцен стало «окаменение» персонажей, которое обусловила «высшая степень потрясения, выражающая ужас персонажей перед неожиданным исходом событий». Похожи оба финала еще и тем, что неожиданно и резко развенчивают бесплодные, но весьма амбициозные надежды персонажей на успех, выполняя, таким образом, роль кульминационного пункта в «миражной интриге». А сама будто окаменевшая фигура Барсукова с раскинутыми наподобие креста руками, вероятно, предваряет указанную авторскими ремарками к заключительной сцене «Ревизора» позу городничего, которому надлежало стоять в центре сценического пространства «в виде столба, с распростертыми руками и закинутою назад головою» (IV, 95).

Застывшая во времени поза персонажей типологически восходит к характеристикам жанра «живой картины». Создание «живых картин» было, очевидно, обусловлено тем, что «глазу зрителей доставляло удовольствие увидеть неподвижно зафиксированным один момент текучей жизни и спокойно, не спеша, оглядеть все подробности». Подобное удовольствие при виде своего отражения в зеркале должен бы испытать и сам Барсуков, когда он становился «живой картиной», изображающей предмет своих мечтаний - орден Святого Владимира. Однако зрители, наблюдая «живую картину», прекрасно понимали, что перед ними результат своеобразного сценического эффекта, тогда как сошедший с ума Барсуков не был в состоянии отличить вымысел от действительности. Ведь для него зеркало выполняет как бы вполне реальную функцию осуществления его желаний. Зритель же в зеркальном отражении обнаруживает символическое значение этой сцены - как пишет Ю. В. Манн, «ироническую проекцию» «тщеты человеческого честолюбия, погони за призраками».

Зеркальный эффект для раскрытия внутреннего мира персонажа уже использовал А. С. Пушкин в 1830 г. в своей повести «Выстрел». Очень тонко и корректно отметил этот прием О. Б. Заславский, комментируя последнюю встречу противников: «Сильвио встречает графа в его кабинете у камина, граф становится напротив Сильвио «там в углу». Но в кабинете графа «над мраморным камином» было широкое зеркало. Поэтому, поднимая вопреки правилам дуэли и требованиям чести пистолет на Сильвио, граф прицеливался в своего зеркального двойника. Моральное самоуничтожение графа, которого так добивался Сильвио («я заставил тебя выстрелить по мне»), получает зримый, наглядный образ: в определенном смысле Сильвио заставил графа выстрелить в самого себя, то есть разрушить цельность человеческой личности, произвести нарушение самоидентичности».

Таким образом, граф стыдится своего отражения и отвергает его, а Барсуков, наоборот, хотел бы отождествиться с ним. Впрочем, и в том, и в другом случае зеркало словно проецирует на персонажей уготованное им за неправедное поведение наказание: графа потом постоянно терзают угрызения совести, а Барсуков сходит с ума. Хотя, как замечает В. Гиппиус, «сумасшествие Барсукова не трагично, оно покрывается традицией наказания порока - честолюбивого задора и плутовства».

Свою особую миссию комического писателя Гоголь связывал прежде всего с театром. Замысел «Владимира 3-ей степени» молодой драматург вынашивал в период сильного своего разочарования в государственной службе. Это, очевидно, обусловило выбор темы и сюжета его первой комедии и желание показать в комическом ключе повседневную жизнь петербургского чиновничества. Однако в дальнейшем Гоголь стал считать, что выполняет своеобразную свою миссию комического писателя не как «пустой скоморох», а как «честный чиновник великого Божьего государства».

Несравненное чувство комического, которым всегда отличался Гоголь, с особой силой проявилось именно в его неоконченной комедии «Владимир 3-ей степени». По замыслу автора, она должна была получиться «со злостью, смехом и солью». Таким образом, «легкий смех» «Вечеров», «служащий для праздного развлечения и забавы людей», уступает место смеху «желчному», саркастическому и язвительному - как сам Гоголь определил в «Театральном разъезде», - «смеху, который порождается временной раздражительностью, желчным, болезненным расположением характера» (V, 169). «Желчный смех» в художественной манере Гоголя - явление проходящее, поскольку на смену ему очень скоро явился «электрический, живительный» смех «Ревизора». Однако «желчный смех» не был забыт и утрачен литературой, получил дальнейшее развитие среди многообразия художественных средств изображения, используемых писателями - наследниками Гоголя.

Смеется «желчным смехом» «подпольный человек» Достоевского. Причем о предрасположенности к «желчному смеху» героя «Записок из подполья» свидетельствуют уже самые первые его замечания: «Я человек больной... Я злой человек. Непривлекательный я человек. Я думаю, что у меня болит печень».

Выясняется, что разной степени силы «желчный смех» сопровождает все высказывания «подпольного человека». Он окрашивает его замечания настолько контрастно, что существенно воздействует на их смысл и, постепенно гиперболизируя в них заряд злой иронии, превращает их значение в парадокс. Так, продолжая рассуждать о своей «больной печени», «подпольный человек» настолько разозлился, что, желчно смеясь над собой, заключил: «Но все-таки, если я не лечусь, так это со злости. Печенка болит, так вот пускай же ее еще крепче болит». И сходство между словами «подпольного человека» и гоголевским определением «желчного смеха» настолько очевидно, что едва ли его можно считать случайным. Тем более что в черновой записи «Для предисловия» к роману «Подросток» сам Достоевский, подчеркивая свою роль в открытии «подполья», связывает это с творчеством и личностью Гоголя.

Еще только принимаясь за работу над «Владимиром 3-ей степени», Гоголь предвидел труднопреодолимые цензурные ограничения и в письме к Погодину (начало 1833 г.) жаловался на то, что ему «больше ничего не остается, как выдумать сюжет самый невинный, которым даже квартальный не мог бы обидеться. Но что комедия без правды и злости!» (X, 263).

Гоголь размышлял и о возможной реакции публики на свою комедию, опасаясь, что зрители могут на нее обидеться, во-первых, потому что смех силой и остротой своей язвительности безжалостно разоблачал пороки, т. е. открывал полную «правду» без прикрас; во-вторых, из-за того, что зритель мог опознать в высмеянном персонаже самого себя.

По определению же А. Бергсона, «комедия может начаться только там, где личность другого человека перестает нас трогать».

«Владимир 3-ей степени» остротой поставленных проблем и сатирическими характеристиками основного персонажа не мог бы «не задеть за живое» публику, ибо, как утверждал Гоголь в «Театральном разъезде», «комедия должна быть картиной и зеркалом общественной нашей жизни» (V, 160), чьи пороки именно на сцене следовало бы вскрыть и подвергнуть осмеянию.

Очевидно, в «Ревизоре» эти взгляды драматурга получили наиболее последовательное и полное художественное выражение, а неоднозначная и резкая реакция публики побудила Гоголя задуматься над значением смеха в его творчестве вообще и повлияла на этическую направленность его размышлений.

В «Театральном разъезде» драматург, в частности, давал понять, что смех в «Ревизоре» не может считаться обидным, поскольку он не украшает, а клеймит порок, чтобы вызвать у зрителей отвращение к нему и, следовательно, оттолкнуть от него сомневающихся и заблудших. Высмеиваемый порок гиперболизируется «до абсурда», до той степени безобразия, которую зритель уже не может выдержать - и захочет очиститься, убежать, освободиться от порока. Отстаивая подобный метод исправления, Гоголь ставит в пример некого отца, который, «желая исторгнуть своего сына из беспорядочной жизни, не тратил слов и наставлений, а привел его в лазарет, где предстали перед ним во всем ужасе страшные следы беспорядочной жизни» (V, 151).

Однако по своей логике подобное исправление носит парадоксальный характер, ибо фактически предоставляет пороку свободно проявлять себя и развиваться до тех пор, пока он сам себя не изживет - не разрушит себя собственной порочной природой. Парадоксальностью путей такого исправления, вероятно, и объясняется неоднозначная, амбивалентная реакция публики на премьере «Ревизора».

Раздумья Гоголя о том, как смягчить обидную язвительность своего смеха, в известной мере повлияли на дальнейшее развитие его творческого метода. Не случайно повесть «Шинель», над которой Гоголь работал одновременно с пьесой «Театральный разъезд», отличает особый пафос, возникший как результат созвучия двух начал - комического и гуманного. Но и «Шинель» произвела на публику неоднозначное впечатление. Одни читатели - среди них был и герой «Бедных людей» Макар Девушкин - испытали острое чувство обиды, которому затем Достоевский «через» созданного им героя сумел дать убедительную психологическую, социальную и художественную мотивировку. У других читателей появилось сильное желание «улучшать» действительность, делать ее более справедливой и благополучной, - в частности, оно вдохновляло писателей «натуральной школы».

В этих настроениях и публики, и авторов, которые на них ориентировались и стали их выразителями, проявились именно те тенденции духовного и художественного поиска, какие творческий метод Гоголя сумел уже годами ранее мастерски обозначить в неоконченной комедии «Владимир 3-ей степени» и дать им всестороннее и самобытное истолкование на страницах своих последующих произведений.

Возможность уничтожения человечества в третьей мировой термоядерной войне является самой угрожающей проблемой. И хотя холодная война ушла в прошлое, ядерные арсеналы не уничтожены, а усилия России на международной арене в плане разоружения не находят должного отклика у политиков наиболее развитых стран, обладающих ядерным оружием, прежде всего у руководства США.

Известно, что за период с 3500 г. до н.э., т.е. фактически с момента возникновения древнейших цивилизаций, произошло 14530 войн, и только 292 года люди жили без них. Если в XIX в. в войнах погибло 16 млн человек, то в XX в. - более 70 млн! Суммарная взрывная мощь вооружений составляет сейчас около 18 млрд т в тротиловом эквиваленте, т.е. па каждого жителя планеты приходится по 3,6 т. Если взорвется хотя бы 1 % данных запасов, то наступит "ядерная зима", в результате которой может быть уничтожена вся биосфера, а не только человек.

Меры по предотвращению войны и военных действий были разработаны уже И. Кантом в конце XVIII в., однако до сих пор нет политической воли их утвердить. Среди мер, которые он предлагал: нефинансирование военных действий; отказ от враждебных отношений, уважение; заключение соответствующих международных договоров и создание международного союза, стремящегося реализовать политику мира и др. Однако возникает впечатление, что мировое сообщество в последние годы все больше отдаляется от этих шагов.

Экологическая проблема может привести к всемирной экологической катастрофе. Первый значительный экологический кризис, поставивший под угрозу дальнейшее существование человеческого общества, возник еще в доисторическую эпоху. Его причинами были как изменение климата, так и деятельность первобытного человека, который в результате коллективной охоты истребил многих крупных животных, населявших средние широты Северного полушария (мамонт, шерстистый носорог, степной зубр, пещерный медведь и др.). Заметный ущерб природе наносили уже синантропы, жившие около 400 тыс. лет назад. Они начали использовать огонь, что приводило к пожарам, в результате которых уничтожались целые леса. Однако хотя воздействия человека на природу приобретали иногда угрожающие масштабы, вплоть до XX в. они носили локальный характер.

На наших глазах заканчивается эра экстенсивного использования потенциала биосферы: почти не осталось неосвоенных земель (за исключением территории России), систематически увеличивается площадь пустынь, сокращаются площади лесов - легкие планеты, изменяется климат (глобальное потепление, парниковый эффект), увеличивается количество углекислого газа и уменьшается - кислорода, разрушается озоновый слой.

Начинается экологическая проблема с индивидуального поведения человека. Если он допускает выбрасывание хотя бы мелкого мусора на улицах города или даже в чистом поле, то на уровне массовом возникают экологические проблемы. Такое сознание порождает их с неизбежностью. Обратите внимание, во что превратились железнодорожные платформы в России, на которые курящие бросают окурки, а поглощающие семечки - шелуху, и тогда многое станет ясным. Не какие-то плохие люди, политики или директора крупных заводов способны устроить экологическую катастрофу. Ее устраиваем мы с вами своим собственным поведением. От хаоса, мусора в сознании и моральной неразвитости рождается мусор на улицах, загрязняются реки и моря, разрушается озоновый слой и варварски вырубаются леса. Человек забыл, что окружающий мир - это продолжение его собственного тела, и если он загрязняет, разрушает среду обитания, то прежде всего вредит себе. Об этом свидетельствуют те заболевания, с которыми столкнулся современный человек.

Общество еще определяют как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть мира. Только отличив себя от иного, от природы, человек и общество могут осознать свою специфику. Глубоко и ярко ее выразил Н.А. Бердяев: "Дух есть свобода, а не природа".

С одной стороны, человек является биологическим видом, а общество представляет собой особую целостность таких биологических особей, с другой - человек только и является человеком постольку, поскольку отличает себя от окружающего природного, животного мира. Отличие человеческого от природного можно зафиксировать в таких терминах, как "культура", "социальность", "духовность", "трудовая, разумная деятельность" и др.

Человек - принципиальное отличающееся от природы существо, и вместе с тем - наиболее глубоко укорененное в ней. Природа нуждается в человеке, она не самодостаточна без него, и произвела она его не для того, чтобы он себя уничтожил. Человек также нуждается в природе, без нее он превращается в автомат. Современные психологи установили, насколько благоприятно действуют на человека, особенно на детей, домашние животные, а прогулка в лесу может снять недельную усталость и нервное напряжение.

Человек и природа неслиянны, ибо человек существует как Человек только благодаря общественным отношениям, которые не существуют в природе, а также то, что общество и природа нерасторжимы, ибо человек всегда остается биологическим видом, а общество всегда вынуждено использовать окружающую среду и природные ресурсы в своей жизнедеятельности. Проблема заключается лишь в гуманном отношении человека к самому себе (своему телу) и к природе как своему телесному продолжению,

Терроризм в современности также приобретает характер глобальной проблемы. Особенно при наличии у террористов смертоносных средств или оружия, способных уничтожить огромное количество ни в чем не повинных людей. Терроризм - это явление, форма преступности, направленная непосредственно против человека, угрожающая его жизни и за счет этого стремящаяся достичь своих целей. Терроризм абсолютно недопустим с точки зрения гуманизма, а с точки зрения права является тягчайшим преступлением.

С терроризмом чрезвычайно сложно бороться, ибо при этом подвергаются опасности жизни неповинных людей, взятых в заложники или шантажируемых. Нет и не может быть никакого оправдания таким действиям. Террор уводит человечество в эпоху доцивилизационного развития - это бесчеловечное варварство, когда жизнь человека ни во что не ставится. Он - зверское распространение принципа кровной мести, несовместимой ни с какой развитой религией, тем более - мировой. Все развитые религии и вся культура безоговорочно осуждают терроризм, считая его абсолютно недопустимым.

Но после безусловного осуждения данного явления необходимо задуматься о его причинах. Борьба с последствиями также неэффективна, как и лечение запущенной болезни. Лишь поняв причины терроризма и искоренив или решив их, можно действительно его победить. В этой связи можно формально выделить два вида причин возникновения терроризма: субъективные и объективные.

Субъективные причины совпадают с причинами возникновения преступности вообще - это стремление обогатиться. Только терроризм избирает для этого самый бесчеловечный и недопустимый способ. С таким терроризмом необходимо бороться всеми законными способами. При этом наказание должно быть неотвратимым и суровым.

Но существует терроризм, имеющий объективные причины, т.е. тот, который не ставит цели личного обогащения, но преследует какие-либо политические и иные цели, В наибольшей степени поставщиком современного терроризма является сепаратизм в виде борьбы за национальную независимость, но недопустимыми методами.

Приходится признать, что рост национального самосознания почти с неизбежностью стремится к государственному оформлению. Цивилизованно избежать этой проблемы можно лишь создавая благоприятные условия для развития данной нации в рамках существующего не национального, а многонационального государства. Необходимо идти на компромиссы и искать компромиссов, стремиться решать данную проблему, а не подавлять ее.

Но возможность такого решения проблемы терроризма усугубляется тем, что существует международная террористическая сеть, которая снабжает террористов как оружием, так и денежными средствами, предоставляет информационную помощь. А вместо того, чтобы совместно бороться против международного терроризма, развитые страны использовали его как разменную карту в борьбе друг против друга. Плоды такой политики обернулись против тех стран, кто финансировал и создавал эту сеть. Управляемый терроризм вдруг стал неуправляем, и после трагических событий в сентябре 2001 г. в США пришло осознание, что у террористов есть собственные, свои цели, и что против террора надо бороться совместно.

Другой объективный источник терроризма, наряду с национальным, -- это неравномерность экономического и социального развития в разных регионах и странах мира. Продолжающаяся политика неоколониализма и эксплуатации в скрытой форме - вот основной источник международного терроризма сегодня. Сытый не может понять голодного, а голодный сытого; безграмотный и невежественный человек всегда стремится решать свои проблемы при помощи насилия. А сытый, но духовно и морально неразвитый человек всегда стремится жить еще богаче и лучше, не обращая внимания на нищету и неустроенность других. Таким образом, основной источник терроризма - в социально-экономических проблемах современного мира, в несправедливом перераспределении богатств, в беспросветном невежестве и фанатизме одних и удовлетворенном самодовольстве других.

Человек, доведенный до отчаяния и не имеющий никаких легальных и законных форм воздействия на определенную ситуацию, обращается к самому простому - насильственному варианту, полагая, что этим путем можно чего-то добиться. Этот путь недопустим, однако отсутствие достаточного духовно-нравственного развития ведет к фанатизму и насилию.

Как терроризм с субъективными причинами, так и терроризм с объективными - в равной степени не имеет оправдания. В силу разницы причин различными и многообразными должны быть методы борьбы с этим явлением. Никакое насилие над человеком не должно быть безнаказанным, но необходимо идти по пути ликвидации причин, приводящих к терроризму. Современный международный экономический порядок, видимо, ведет человечество в тупик, и если оно хочет выжить, то должно бороться за его изменение. Политики наиболее развитых стран несут здесь особую ответственность, но именно они не хотят признать тот факт, что современный мир является взаимозависимым, что невозможно спастись в одиночку. Их борьба за права человека носит двойственный характер и выражает скорее определенные геополитические, а не общечеловеческие интересы.

Демографическая проблема становится все более важной для человечества. Демографические процессы исследуются демографией - наукой о населении, законах его воспроизводства и развития в общественно-исторической обусловленности.

Считается, что демография берет свое начало с 1662 г. - с момента издания книги Дж. Граунта "Естественные и политические наблюдения, сделанные на основе свидетельств о смерти"..Термин "демография" был введен в 1855 г. в книге А. Гийяра "Элемент человеческой статистики, или сравнительная демография".

Английский экономист и священник Т. Мальтус (1766-1834) в работе "Опыт о законе народонаселения..." (1798) хотел объяснить противоречия общественного развития сформулированным им "естественным законом", согласно которому население имеет тенденцию расти в геометрической прогрессии, а средства существования - в арифметической. В силу этого возможно "абсолютное перенаселение", с которым необходимо бороться путем регламентации браков и регулирования рождаемости.

Рассмотрим динамику роста народонаселения Земли: ранний палеолит - 100-200 тыс. человек, к концу неолита (пере-ход к земледелию) - 50 млн, начало нашей эры- 230 млн, к началу XIX в. - 1 млрд, к 1930 г. - 2 млрд, к 1961 г. - 3 млрд, к началу 1976 г. - 4 млрд, к нач. 1980 г. - 4,4 млрд, 1988 г. - свыше 4,9 млрд. Темпы роста населения Земли постоянно увеличиваются, достигая 2% в год, что дало основание говорить о "демографическом взрыве". Однако в дальнейшем, под влиянием социально-экономических факторов, рост населения должен стабилизироваться. Это связано с развитием "внутрисемейного планирования", так называемого "сознательного родительства". В связи с этим ожидается, что в конце XXI в. наступит стабилизация численности населения на уровне 11-12 млрд человек. Таким образом, в XX в. обнаружилась несостоятельность расчетов Мальтуса, ибо объем производимого продовольствия увеличивался намного быстрее, чем росло население. Ошибка мальтузианства заключается в сведении процессов демографии к биологическим принципам, в то время как развитие народонаселения осуществляется под решающим воздействием не природы, а социальной организации и уровня культуры общества. Однако в корне ошибочная точка зрения Мальтуса до сих пор воспроизводится и распространяется. Между тем она ошибочна не только с точки зрения науки, но и недопустима с точки зрения гуманизма.

Рождение нового человека - это счастье для родителей, в детях во многом заключается смысл жизни человека, но в условиях современной рыночной экономики деторождение стало "невыгодным" предприятием. В современную эпоху все измеряется в материальных ценностях, в деньгах, что переносится и на сферу смысла. Но человек, живущий ради себя и не заводящий детей из соображений "экономии", совершает преступление против своей духовной сущности, против жизни в конечном счете. И никто извне не должен, не имеет права ограничивать деторождаемость, не может указывать родителям, каким количеством детей им следует ограничиваться. Рождение ребенка - это самое великое в создании чего может участвовать человек. В ребенке - бесконечная радость и удовлетворение, и если рождаются дети, то Бог еще не оставил, человека, по высказыванию одного из великих писателей. Вместе с тем важно не только рожать детей, но и воспитывать их, помогать вставать на ноги, обретать свое место в обществе. Об этом должно заботиться государство, называющее себя социальным.

Особенно важно развитие деторождаемости в России. Это только на первый взгляд кажется, что рост населения приводит к экономическим проблемам. На деле он же и решает их, ибо увеличиваются потребности, растет экономическая активность людей, что в итоге приводит к экономическому росту. Такие процессы мы можем сейчас наблюдать в странах, отличающихся большой плотностью населения - в Германии, Японии и, особенно, - в Китае. Исходя из этого можно сделать вывод, прямо противоположный мальтузианству. Рост населения может не только порождать проблемы, но и решать их.

Демографическая проблема между тем существует и она противоречива, имеет противоположный характер для разных стран: в Китае - перенаселение, в России - депопуляция. Вместе с общественным развитием эта проблема должна находить свое разрешение естественным путем, - будет происходить стабилизация в этом отношении. Однако государства, сталкивающиеся сейчас с демографической проблемой, вынуждены применять соответствующие меры. Важно, чтобы они не носили насильственный характер и не нарушали суверенитет личности, семейной жизни

Демографические процессы на рубеже XX - XXI вв. во многом определяют две тенденции:

1. демографический "взрыв", характеризующийся резким приростом населения в странах Азии, Африки, Латинской Америки, начиная с 60-х годов;

2. "нулевой прирост" населения в странах Западной Европы.

Первая ведет к резкому обострению социально-экономических проблем в развивающихся странах, включая голод и неграмотность десятков миллионов людей. Вторая - к резкому старению населения в развитых странах, включая ухудшение баланса между работающими и пенсионерами и т.д.

В России согласно данным Госкомстата на январь 2000 г., население составило 145 млн 600 тыс. жителей; причем только с 1 января по 1 декабря 1999 г. население страны сократилось на 716 900 человек. Другими словами, за 1999 г. население России сократилось на 0,5% (для сравнения: в 1992 г. - на 0,02%). Ежегодно в стране умирает 60 тыс. детей. Смертность в 1,5 раза превышает рождаемость; 80% младенческой смертности вызвано инфекционными заболеваниями. Страшная проблема - детская и подростковая токсикомания и наркомания. Существует несоответствие между числом разведенных женщин, находящихся в репродуктивном возрасте, и числом мужчин, готовых вступить в повторный брак. По оценкам специалистов, к 2020 г. трудоспособное население России за Уралом составит 6-8 млн человек. Для сравнения в прилегающих районах приграничных стран этого региона в том же году численность трудоспособного населения прогнозируется в 600 млн человек. Население же России к 2050 г. в целом может составить всего 114 млн жителей. Возникновение множества конфликтов на постсоветском пространстве вновь поднимает проблему миграции. В этих условиях государство и общество должны приложить максимум усилий, чтобы заинтересовать население России в деторождении.

Продовольственную проблему также иногда причисляют к глобальным: от недоедания сегодня страдает свыше 500 млн человек, а умирает от недоедания несколько миллионов в год. Однако корни данной проблемы лежат не в нехватке продовольствия как такового и не в ограниченности современных природных ресурсов, а в несправедливом их перераспределении и эксплуатации как внутри отдельных стран, так и в мировом масштабе. То, что в современном мире люди могут недоедать, а тем более - умирать с голода, явление совершенно аморальное, преступное и недопустимое. Это - позор человечества и прежде всего наиболее развитых стран. Вот где действительное поприще для защиты прав человека, когда попирается его основное право - на жизнь. Однако в международной политике и экономике господствуют двойные стандарты, а на вооружение тратится столько средств, что можно было бы в планетарном масштабе решить продовольственную, жилищную и образовательную проблемы. Современное "развитое" человечество тратит колоссальные средства на разработку оружия массового поражения вместо того, чтобы помогать нуждающимся встать на ноги, накормить голодающих; вместо того, чтобы победить невежество и фанатизм посредством развития мировой системы образования и т.д.

СПИД, наркомания и вредные привычки все более распространяются в обществе. СПИД называют чумой XX в., его можно также назвать и бичом XX в. Заболевание, обнаруженное в США в 1981 г., стало быстро распространяться по всей планете. Прежде всего, это происходило из-за половой распущенности современного "цивилизованного" человека и наркомании. К началу 2001 г. в мире насчитывалось 40 млн больных СПИДом, и более 16 млн уже умерли. В России также распространяется эпидемия СПИДа: сейчас в стране по неофициальным данным заражены около 500 тыс. человек. Причем он охватывает в основном людей в возрасте от 15 до 30 лет, что может усугубить проблему депопуляции.

Еще быстрее в России распространяется наркомания. Проблема связана с отсутствием в 90-е годы государственной политики в этой области и недофинансированием борьбы с наркоманией. В то время в силу преступного бездействия государства и общества молодежь России осталась одна со своими проблемами и оказалась не готовой противостоять им.

СПИД и наркоманию в России сейчас можно назвать бедствием национального масштаба, обрушившимся на ее народы. Можно говорить о геноциде, ибо в результате заболеваний и пагубных пристрастий нация лишается наиболее активной и молодой своей части. Когда-нибудь статистика подсчитает, от чего погибло людей в России больше - от сталинских репрессий или от СПИДа и наркомании. И тогда рубеж тысячелетий в России войдет в историю не только благодаря попытке осуществления реформ…

Наряду с такими явными заболеваниями и пороками как СПИД и наркомания, существуют более "безобидные", которые просто уничтожают человека медленнее, но, тем не менее, так же неотвратимо. Сходство здесь лишь в том, что государство не вело борьбы ни с первыми, ни со вторыми. К числу вторых можно отнести пьянство, которое глубоко укоренилось в России, а также табакокурение, сквернословие и др.

Алкоголизм имеет не только внутренние духовные причины, когда человек переживает мировоззренческий кризис, сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами в жизни, стремясь снять стресс через отключение сознания, но и социальные. В условиях командно-административной системы и единой насильственно насаждаемой идеологии происходило подавление всякой инициативы и творческого начала в человеке, он не мог самореализоваться. Понимая всю бесперспективность и бессмысленность существования, предавался пьянству. В 90-х годах XX в., в период рыночной, олигархической вакханалии, и сегодня в условиях бюрократизации государственного аппарата и его коррумпированности человек также имел и имеет мало возможностей для улучшения своих жизненных условий. Тем самым сохранялись социальные предпосылки для процветании, как алкоголизма, так и наркомании, наряду с преступностью. Особенно тяжелое положение, как и на протяжении всего XX в., сложилось на селе, где существует повальное пьянство. А в городах, где больше денег и развлечений - господствует наркомания. Для борьбы сэтими болезнями и пороками должно сплотиться все общество и государство, от школы до правоохранительных органов.

Наибольшее распространение сейчас в России получило табакокурение. Оно незаметно проникло во все поры общества. Реклама на улицах российских городов продолжает соблазнять и совращать молодежь, в то время как в цивилизованных странах ведется серьезная борьба государства и системы образования с данным пороком. Необходимо развивать специальные воспитательные и образовательные программы, направленные на просвещение подрастающего поколения. Следует также приложить все усилия, чтобы сделать табакокурение непривлекательным, отвратительным, каким оно на самом деле и является. Необходимо помогать человеку избавляться от этой крайне вредной привычки, развивать антирекламу табакокурения, потребления пива и алкогольных напитков. Государство должно повышать налоги на табачные изделия, направляя полученные средства на указанные меры. Человек должен осознавать, что за разрушение собственного здоровья он тратит еще и деньги.

Одна из проблем, связанных с духовным недоразвитием - это сквернословие. Когда человек произносит нецензурные слова, он разрушает собственную личность, ее моральный строй. Обычный человек этого не замечает, считает сквернословие безобидным явлением, но как только он становится на путь культурного, а еще более - духовного развития, он осознает всю его пагубность и недопустимость. Сквернословие - это грязь, а произносящий его, получается, ест грязь. Если человек уважает себя и окружающих людей, то не допустит сквернословия, ибо оно унижает человеческое достоинство, прежде всего достоинство того, кто его допускает. Необходима экология не только окружающей среды, но и языка.

Итак, какие проблемы мы можем назвать глобальными. Это про­блемы, которые существуют или возникают в одной стране, но послед­ствия их таковы, что затрагивают все человечество. Например, катас­трофа в Чернобыле. Или это одинаковые проблемы в большинстве стран, например, демографические или истощения природных ресурсов. И, на­конец, по характеру это такие проблемы, которые могут привести к по­следствиям, губительным как для человечества в целом, так и для среды его обитания.

Что можно считать такими проблемами? К ним относят: возмож­ность глобального военного конфликта с применением оружия массового поражения; возможность экологического кризиса, бедственное поло­жение населения экономически слабых стран мира или проблема богато­го Севера и бедного Юга, достижение приемлемых темпов роста населе­ния (демографическая проблема), проблема истощения природных ре­сурсов планеты, борьба против распространения наиболее опасных бо­не шей. В эту группу иногда включают другие проблемы, близкие по зна­чению к перечисленным, такие как борьба против наркомании и наркобизнеса, а также против международного терроризма, прекращение региональных военных конфликтов и гражданских войн, ликвидация массовой неграмотности и т.д.

Степень остроты этих проблем настолько высока, что есть все осно­вания говорить о подлинном кризисе, который в наше время переживает пес" человечество. В последние десятилетия ученые, политики, бизнесме­ны, религиозные деятели и другие заинтересованные люди разных стран пытались объединить усилия в поисках путей выхода из кризиса, обусловленного обострением глобальных проблем современности. Это находит выражение в создании и деятельности авторитетных правительственных и i ^правительственных международных организаций (Римский клуб, ЮНЕС­КО) и др.), проведении разного рода международных совещаний и конфе­ренций, заключении многосторонних межгосударственных соглашений, непосредственно касающихся глобальных проблем.

Международная практика, однако, показывает, что бороться про­сто за охрану окружающей среды или прекращение гонки вооружений явно недостаточно. Решение глобальных проблем требует выявления и преодоления самих причин их возникновения. Каковы же они?

1. Прежде всего, отметим, что исток возможных проблем, особен­но экологических, лежит в самой специфике человеческого бытия, а имен­но и преобразовательном отношении к миру. Конечно, это не причина существования самих сегодняшних проблем, но условие, которое создает возможность их возникновения, если не отнестись к нему серьезно.

2. Условие, которое усиливает возможность глобальных проблем -это способ существования индустриальной цивилизации. Традиционные, аграрные общества в силу низких технологий и боязни новизны существовали как локальные объединения и в относительном равновесии с природой. Поэтому кризисы и катастрофы, которые их сотрясали, не могли ска­заться на других регионах. Индустриальное общество резко нарушает это положение дел. Ведь суть его существования - активное и превращенное и ценность преобразовательное отношение к миру.

3. Чертой, которую смело можно считать определяющей причиной сегодняшних глобальных проблем, является рыночная экономика с ее ус­тановками. Ее развитие с необходимостью сопровождается интенсивным ростом потребления невосполнимых природных ресурсов. Дело в том,
что рыночная экономика ориентирована на безграничный рост потреб­ностей, а это заставляет существующую экономическую систему произ­водить на пределе возможностей, что усиливает давление на природу.

Рыночный характер экономики, а именно стремление к сбыту про­изводимой продукции для получения прибыли, заставляет индустриаль­ные цивилизации распространять свое влияние по всему миру в поисках потенциальных потребителей, производителей, ресурсов. Логика рынка заставляет их повсюду разрушать традиционный уклад, вызывая соответ­ствующую реакцию. Но разрушение традиционного образа жизни не со­провождается автоматическим переходом к индустриальному способу существования. Ведь для этого необходимо полностью изменить миро­воззрение и принципы жизни, складывавшиеся тысячелетиями.

4. Наконец, важной причиной возникновения глобальных проблем является господствующее мировоззрение индустриальной цивилизации. Оно строится на принципе бесконечного прогресса. Суть этой идеи состо­ит в убеждении, что современные индустриальные общества воплощают наиболее передовой уровень развития человечества. Это дает им право пренебрежительно относиться как к природе, которую они рассматрива­ют как объект для покорения, так и к другим культурам, которые они счи­тают примитивными, отсталыми. Вот почему индустриальные цивилиза­ции считают правомерным навязывать свой способ жизни всем осталь­ным народам и культурам.

© 2024 sushi-like92.ru -- Кулинарный сайт - Магия вкуса